map - мы больше, чем школа английского
46-46-64
«Факел» 8 (904) 654-50-05
«Дуброва» 8 (904) 596-86-66
«Доброе» 8 (904) 596-86-68
Выберите возраст студента Дети 2-6 лет Дети 6-17 лет ОГЭ и ЕГЭ Взрослые
Главная Школьники

Обучение английскому языку детей школьного возраста

Многие взрослые, на практике поняв, с каким трудом дается овладение иностранным языком в зрелом возрасте, ищут возможность дать своему ребенку основы иноязычной речи в тот период, когда его мозг еще обладает способностью впечатывать в память целые языковые блоки.

 

Наша задача - создать в мозгу школьника образ основных структур языка, пока речевые механизмы еще не полностью сформировались, и действует механизм импринтинга. Наиболее эффективным представляется естественный путь создания образа языка у школьника - через многократное прослушивание отрабатываемых структур.

 

Разрабатывая программу, мы учитывали психофизиологические особенности школьников всех возрастов. На основе анализа возрастных особенностей мы сформулировали основные методические принципы:

 

Принцип комфортности

          

Чем более комфортны условия на уроке, тем интенсивнее происходит усвоение иноязычной речи. Любая стрессовая ситуация может уничтожить желание школьника общаться с педагогом, а следовательно, отпадёт необходимость в использовании им речи. Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно на занятиях мы организуем среду, в которой дети не утомляются, могут быть раскрепощёнными, могут сохранять заинтересованность.

Погружение в языковую среду

          

Основным видом деятельности школьника на уроках иностранного языка является речевая деятельность. Главная цель на занятии - достичь взаимопонимания иными средствами, нежели родная речь. Каждый новый акт взаимопонимания можно расценить как «открытие». Стимулировать детей к этим открытиям может только погружение в языковую среду вплоть до полного запрета на использование родного языкав игровой форме.

     

Начиная со 2-ой учебной недели уроки практически полностью ведутся на английском языке, за исключением тех немногих моментов, когда использование родного языка помогает создать необходимое эмоциональное напряжение. Чтобы у школьника возникло желание говорить с учителем, мы даем ему понять, что нас в первую очередь волнует не форма высказывания, а наше с ним взаимопонимание. Созданию на уроке атмосферы полного взаимопонимания способствует беспереводная семантизация. Поскольку  перевод с одного языка на другой затрудняет создание образа языка и замедляет реакцию ребенка, мы предлагаем следующие способы беспереводной семантизации (использование наглядных пособий, разъяснение на иностранном языке)

     

Когда словарный запас студентов становится достаточно богатым, разъяснение средствами изучаемого языка перестает быть проблемой, но мастерство учителя заключается в умении объясниться простейшими словами и фразами и вселить в учеников уверенность в том, что это доступно и им. Для этого в программу включены разговорные фразы типа “Do you know?”, “Ask me!”, “What’s this?”, ”What’s the English for…?” и т.д. Еще один из простой и надежный способ семантизации - использование жестов. Практически каждая фраза вводится в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождается им. Учителю часто бывает достаточно показать жест, чтобы студент вспомнил необходимое слово.

Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей

          

Развитие речевых навыков не является единственной задачей обучения. Наравне с этим важнейшая роль отводится и общему развитию школьника. Создавая на уроке непринуждённую игровую атмосферу, учитель пробуждает в детях активность, которая из игровой постепенно переходит в учебную активность. Игры в «Учителя» (Who wants to be the teacher?) учат студентов не только безбоязненно выходить к доске, но и управлять группой. Выполнение домашних заданий развивает и совершенствует навык самостоятельной работы дома. Особое значение отводится развивающим играм, которые пробуждают интерес к решению логических задач.

Естественный путь в овладении языком

         

Овладение родной речью не является для человека самоцелью. Речь необходима ему для успешного взаимодействия с другими людьми. Так и на уроках иностранного языка студенты как бы не учат язык, а просто используют то, что уже слышали в речи учителя или на аудировании, для того чтобы иметь возможность участвовать в общей игре. Для эффективного запоминания материала необходимо многократное аудирование структур, а для закрепления - постоянное его повторение.

     

Отличительной особенностью нашей программы является то, что образ языка в мозгу ребёнка создаётся не путём многократного проговаривания языковых форм (что, кстати, часто приводит к искажённому запоминанию их), а путём многократного прослушивания этих самых языковых форм. Мы считаем, что этот способ импринтинга является самым эффективным и естественным. Практика показывает, что для создания образа грамматической структуры в мозгу студента со средними способностями к языку необходимо до ста прослушиваний этой структуры в потоке живой речи. Обеспечить такое интенсивное аудирование языковых структур возможно, если количество детей в группе не менее 6 человек (но, желательно, и не более 8) и  учитель полностью ведёт урок на английском языке, придерживаясь текста методических разработок для учителя (текст составлен таким образом, чтобы минимальное количество языковых единиц повторялось максимальное количество раз) а также  в дополнение к урокам студенты прослушивают аудирование.

     

Преемственность и постоянное повторение материала. Большинство пособий для детей этого возраста составлено по вертикальному тематическому принципу, т.е. лексика и структуры необходимые для бесед по определённой теме вводятся и отрабатываются в определённый временной период. Мы предлагаем горизонтальное тематическое планирование, когда тема проходит сквозь почти все уроки, переплетаясь с грамматическими и другими устными темами. Это делает уроки насыщенными, живыми и способствует переводу материала из кратковременной памяти в долгосрочную память.

Принцип минимакса

          

Не существует людей с полным отсутствием языковых способностей. Все мы когда-то научились говорить на родном языке. Только кто-то начинает говорить уже в год, а другой молчит и в два с половиной. Что делают родители во втором случае? Считают ли они, что ребёнок не знает языка? Нет! Ведь он понимает обращённую к нему речь! Заставляют ли ребёнка повторять за ними слова? Нет! Мудрый родитель знает, что с таким ребёнком надо просто больше говорить и однажды количество непременно перейдёт в качество. Естественный путь в овладении иностранным языком обеспечивает практически 100%-ое овладение школьниками материала при условии сохранения положительного восприятия уроков. Однако это не означает, что школьники одинаково быстро начинают применять усвоенный материал. Как и в жизни, в группе есть и «разговорчивые» и «молчуны». Взаимопонимание – процесс двусторонний. Он включает в себя не только умение высказать свою мысль, но и умение понять собеседника. Поэтому учитель ведет урок таким образом, чтобы обеспечить активность «разговорчивых» детей и в то же время сохранить уверенность «молчунов» в том, что они принимают в уроке такое же активное участие. При работе с такими студентами учитель довольствовуется односложными ответами, но каждый раз повторяет полный вариант (но не с интонацией укоризны, а напротив с удовольствием подтверждая правильность полученной информации).